Гнот Екатерина Альбертовна - Воспитатель

"Работа с детьми на вызывание гласных звуков"

 e947753923d0445a0170a670b63ef0f2.jpg

 Ссылка Работа с детьми на вызывание гласных звуков


"Работа с детьми на вызывание гласных звуков"



В первые 1,5-2 года занятий (в период нерегламентированного усвоения звукового состава) педагог пытается вызвать у детей с помощью фонетической ритмики те или иные звуки. На последующих годах обучения эта работа продолжается: педагог пытается вызвать с помощью фонетической ритмики звуки, отсутствующие в речи детей. Если это не удается, то звуки вызываются с помощью традиционных специальных методических приемов.
Как правило, вызывание звуков в первоначальный период обучения начинается с гласного а и ведется в течение 1-2 недель, пока не получится звук, близкий по артикуляции к а. Затем в течение 1-2 недель, следует поработать со звуками п, б, м; при том должен получиться хотя бы один из них. Для работыможно порекомендовать такую последовательность:
- если получится п, то в дальнейшем вызываются

м, у, т, н, о, л, ф, в, и, б, д, э, к, г, х, с, ш, з, ж, р, ц, ч;
- если получится м,то: п, у, н, т, о, л, в, ф, и, б, д. ;
- если получится б,то: м, п, у, д, н, о, т, л, и, в, ф, э.
Вызывание того или иного звука проводится в течение 1-2 недель. Если за это время звук не появится, то переходят к следующему, а через некоторое время вновь возвращаются к тому звуку, который дети еще не научились произносить.
Приведем примерные движения, которые могут использоваться при вызывании звуков (описание ряда движений взято из программы для специальных дошкольных учреждений см.:Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста - М: Просвещение, 1991). Педагог выполняет движения вместе с детьми.
Гласные звуки - движения, как правило, плавные, достаточно продолжительные.
Звук а: руки перед грудью, произнося звук а_, широко, плавно развести руки в стороны;
руки в стороны, произнося звук а_, руки плавно опустить вниз;
руки и голова опущены, плавно развести руки в стороны и поднять голову – а_.
Звук о: руки в стороны, произнося звук о_, руки плавно округло соединить перед грудью (над головой).
Звук у: руки перед грудью, кисти обращены друг к другу, произнося звук у_, плавно вытянуть напряженные руки вперед.
Звук э: руки вытянуты вперед на уровне плеч, произнося звук э_, напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам. Если получается звук близкий к а, то на ранних этапах обучения это допустимо.
Звук и: кисти рук у плеч, произнося звук и_, очень напряженные руки поднимать вверх; педагог может за пальчики как бы тянуть детей все выше. Если вместо и_ получается звук, похожий на э, то это в начале обучения допустимо.
При появлении звука и_ начинается работа над дифтонгами.
Дифтонг йа (я): руки поднимать вверх (и_, а затем разводить в стороны (а_); постепенно движение на звук и становится все более кратким (как и при произнесении других дифтонгов - е, ю, е).
Дифтонг йо (е): руки вначале поднимать вверх (и_, а затем через стороны округло опустить вниз (о_).
Дифтонг йу (ю): руки вначале поднимать вверх (и_, а затем опустить вперед-вниз (у_).
Дифтонг йэ (е): руки вначале поднимать вверх (и_, а затем опустить к плечам (э_).

3 мая 2020 в 10:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.